03Окт2015

Депутаты КПРФ внесли в Госдуму законопроект «О стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития страны»

Депутаты Государственной Думы В.Ф.Рашкин, С.П.Обухов, О.Н.Алимова, В.Р.Родин, В.П.Пешков, С.И.Васильцов, А.А.Андреев, С.А.Гаврилов внесли в Госдуму законопроект «О стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития страны».

Российская экономика дестабилизирована. Происходит ухудшение основных экономических показателей, падение уровня и качества жизни населения. Этот процесс не является временным и наша страна отнюдь еще не достигла «дна» кризиса, о котором постоянно говорят либеральные чиновники и экономисты.

Так, в первом полугодии 2015 года произошло снижение ВВП на 3,5% в годовом выражении, причем в первом квартале оно составило 2,2%, а во втором квартале – уже 4,7% (данные Внешэкономбанка).

Происходит спад промышленного производства. По данным Росстата, за первое полугодие 2015 года оно снизилось на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года, причем в июне 2015 года – на 4,8%. Активно идет процесс банкротства предприятий из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ и девальвации. В первом полугодии 2015 года количество банкротств составило на 15,5% больше, чем в тот же период 2014 года. Эти процессы особенно затрагивают сферу малого и среднего бизнеса, традиционно лишенного в России адекватной поддержки.

При этом нефтегазовые доходы, «спасавшие» Россию в предыдущее десятилетие, не могут обеспечить выхода из кризиса. Российский экспорт начал стабильно снижаться в 2014 году, при этом темпы его падения ежемесячно увеличиваются. В первом полугодии 2015 года эксперты отмечают снижение экспорта из России более чем на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Модель «сырьевой державы», и раньше вызывавшая обоснованную критику в связи с отсутствием внимания к развитию обрабатывающей промышленности, инфраструктуры (кроме той, которая обслуживает сырьевой комплекс) и нерациональным расходованием нефтегазовых доходов, оказалась для России настоящей ловушкой.

Вся экономика страны, включая доходы населения, обеспечивающие потребление, оказались полностью зависимы от сырьевой конъюнктуры. Получилось, что страна долгие годы жила в долг, а теперь, когда сверхдоходы от продажи сырья упали, резервов для возобновления экономического роста нет.

Но даже после начала кризиса 2014-2015 года Правительством страны почти ничего не было сделано для компенсации его последствий и исправления стратегических ошибок, сделанных в предыдущие годы. В том числе для реализации программ импортозамещения, поддержки национальной обрабатывающей промышленности, стимулирования потребительского спроса.

Из-за введенных Российской Федерацией «антисанкций», а также в связи с девальвацией рубля, импорт в Россию в 2014 году сократился на 9,8% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году (январь – май) импорт сократился на 38,7% по сравнению с соответствующим периодом 2014 года.

Вместе с тем, как видно из приведенных выше данных о состоянии промышленности, падение импорта не привело к росту национального промышленного производства. В принципе не наблюдается взаимосвязь между состоянием промышленности (и в целом ВВП) и сокращением импорта. Это позволяет сделать выводы об отсутствии в стране эффективной политики импортозамещения.

Несмотря на все эти факты, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации до сих пор не приняты не только какие-либо системные, программные решения по стабилизации социально-экономической ситуации, но даже не проводятся адекватные антикризисные меры. Продолжаются процессы сокращения (приватизации) государственного сектора, власть ухудшает и без того низкое качество жизни людей, лишая их бесплатных услуг здравоохранения, образования, заставляя оплачивать капитальный ремонт жилищного фонда, наращивая тарифы на услуги ЖКХ.

В разгар кризиса Правительство и ЦБ РФ заняли положение наблюдателя, вероятно, уповая на восстановление когда-нибудь в перспективе выгодных цен на нефть. Однако этого не происходит и, судя по всему, в ближайшее время не произойдет.

Проведение реформы экономического курса становится жизненно необходимым, ситуация близка к критической.

Кризис 2014-2015 годов показал неустойчивость российской экономики, ее зависимость от внешних рынков, ее внутреннюю слабость. Необходимы системные реформы, прежде всего, изменение экономической модели, наращивание национального обрабатывающего производства, восстановление и развитие инфраструктуры.

Уповать на частные инвестиции в условиях девальвации и усилившегося оттока капитала бессмысленно. В данном случае единственным выходом является введение мер государственной поддержки национальной экономики. Для их реализации требуется введение плановых начал управления социально-экономическими процессами, что позволит сконцентрировать имеющиеся ресурсы, определить приоритеты и обеспечить их достижение.

В связи с этим группой депутатов КПРФ (В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов, О.Н. Алимова, В.Р. Родин, В.П. Пешков, С.И. Васильцов, А.А. Андреев) в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий реализацию в самое ближайшее время системы антикризисных мер:

  • введение государственного планирования социально-экономического развития РФ;
  • определение точек роста национальной экономики и оказание им поддержки путем предоставления бюджетных инвестиций и иных форм государственной поддержки, реализации проектов ГЧП;
  • активизация государственной промышленной политики в целях обеспечения устойчивого роста промышленности, прежде всего, обрабатывающих промышленных производств, и проведения импортозамещения;
  • временное изменение правового статуса ЦБ РФ в рамках его участия в деятельности по реализации приоритетов социально-экономического развития;
  • введение системы мер дополнительной социальной поддержки населения в целях смягчения для него последствий кризисных явлений в национальной экономике и наращивания потребления.

Предлагаемая система государственного планирования социально-экономического развития страны должна решить как тактические (антикризисные), так и стратегические задачи – обеспечение восстановления и устойчивого роста экономики, в том числе на основе мер государственной поддержки точек роста. Основная задача государственного планирования – определить приоритеты и цели развития страны, эффективно вложить в них средства государственной поддержки, активизировать с помощью этого частную инициативу, перейти в перспективе (6 лет) к стабильному росту обрабатывающей промышленности, осуществить импортозамещение.

В рамках системы мониторинга национального благосостояния производится оценка национального богатства (включая природные ресурсы), национальных доходов, в том числе в расчете на душу населения. Каждый гражданин России имеет право знать, какова его доля в богатстве страны, и как эта доля используется в интересах повышения его качества и уровня жизни.

Государственное планирование осуществляется путем определения приоритетов социально-экономического развития (федеральным законом, с участием общественных объединений, экспертного сообщества), принятия государственного плана на 6-летний период, определения в федеральном бюджете мер государственного стимулирования, составления перечня точек роста, которым в первоочередном порядке оказывается поддержка.

Под точками роста в законопроекте понимаются предприятия, производственные комплексы, а также территории, которые по совокупности факторов, включая расположение, транспортную доступность, природно-ресурсный, кадровый потенциал и иные факторы, наилучшим образом подходят для реализации проектов ускоренного социально-экономического развития. Задача точек роста – «вытянуть» экономический рост, дать толчок развитию всей экономики. Государственный план должен предусматривать их скорейший выход на окупаемость и обеспечение выпуска ими конкурентоспособной продукции.

Для финансирования предлагаемых мероприятий планируется задействовать средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния. Также необходимо принятие федеральных законов, перераспределяющих налоговую нагрузку, и одновременно – комплекса мер по предотвращению оттока капитала.

Согласование мер государственной поддержки и перечня точек роста должно происходить открыто, с участием всех ветвей власти, общественности, экспертов.

В связи с этим законопроектом предусматривается создание Национального комитета по государственному планированию и управлению развитием РФ, в котором будут представлены Правительство РФ, палаты Парламента, регионы, общественные объединения, эксперты. Комитет согласовывает предлагаемые меры поддержки и список предприятий (территорий), которые планируется отнести к точкам роста.

В числе приоритетов развития страны на 2016-2021 годы законопроектом обозначены:

1) государственная поддержка развития обрабатывающего промышленного производства и проведение политики импортозамещения (первый блок приоритетов «Национальная промышленность и импортозамещение»);

2) государственная поддержка развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры (второй блок приоритетов «Инфраструктура»);

3) государственная поддержка национальной науки, создания и внедрения новых технологий (третий блок приоритетов «Наука и технологии»);

4) формирование системы профессионального образования, ориентированной на развитие национальной экономики, в том числе на развитие промышленного производства, науки и технологий, национального здравоохранения (четвертый блок приоритетов «Кадры для экономики»).

5) обеспечение доступности и повышение качества здравоохранения, развитие системы обеспечения и контроля качества и безопасности продуктов питания, питьевой воды, обеспечения контроля иных факторов, влияющих на состояние здоровья и продолжительность жизни населения (пятый блок приоритетов «Здоровье нации»);

6) государственная социальная политика, в том числе принятие мер по сокращению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации.

Авторы законопроекта понимают, что осуществление предлагаемых в законопроекте реформ невозможно без проведения политических преобразований – ограничения всевластия политической и экономической элиты, снижения уровня коррупции, обеспечения подконтрольности власти обществу, усиления роли парламента, избранного честными, свободными выборами.

Однако формирование программы перемен необходимо, Россия находится в состоянии серьезного кризиса, и власть, и оппозиция, и общество должны искать и предлагать пути выхода из него. В связи с этим настоящий законопроект является программным документом, первым шагом на пути к необходимым реформам. Его внесение означает, в частности, заявление о готовности взятия оппозицией ответственности за их проведение.

 

KPRF27.RU
Опубликовал
KPRF27.RU

KPRF27.RU оставил 2967 записи на сайте Хабаровское краевое отделение КПРФ.

Информационное агентство коммунистов Российской Федерации КПРФ.Ру

Найти все сообщения оставленные KPRF27.RU

Поделиться ссылкой.

Обсуждение

Нет комментариев "Депутаты КПРФ внесли в Госдуму законопроект «О стабилизации социально-экономической ситуации и о переходе к государственному планированию социально-экономического развития страны»"

Комментариев пока нет, оставьте ваш комментарий.

Добавить комментарий